Изменения в потребительских предпочтениях россиян привели к тому, что способы привлечения клиентов, работавшие пять лет назад, сейчас оказываются уже неэффективными. О новых форматах магазинов, и также о том, какие продукты хотят покупать москвичи, в интервью РИА Новости в кулуарах Петербургского международного экономического форума рассказала финансовый директор X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») Светлана Демяшкевич. Беседовал Антон Мещеряков.
— В конце апреля главный исполнительный директор X5 Retail Игорь Шехтерман заявил о необходимости обновления «Пятерочки». Какие изменения сейчас обсуждаются?
— Прежде всего, мы видим необходимость в операционных улучшениях, большем фокусе на бизнес-процессах. Детально мы, наверное, будем говорить об этом после рассмотрения на наблюдательном совете в июне и сентябре.
— Но концептуально «Пятерочка» останется «Пятерочкой», совершенствоваться будут операционные процессы?
— Я думаю, что да. Но сейчас разные варианты обсуждаются, нам нужно их сравнить, обсудить с наблюдательным советом. Пока об этом рано говорить.
— Очень популярная сейчас тема — инновации в ритейле. Какие инновации планирует внедрять X5?
— В прошлом году мы начали глубокую работу в этом направлении. У нас создана отдельная дирекция по big data, потому что работа с «большими данными» может быть направлена на клиента, на понимание, какие у него ценности, какой ассортимент ему нужен, как часто клиенты ходят в магазин.
— А чего они хотят? Меняется ли сейчас потребительское поведение?
— Это зависит от региона. Например, в Москве мы видим тренд на повышенные требования к качеству продукции, спрос на здоровое питание, фермерское питание, свежие продукты.
— Какой объем капитальных затрат запланирован на этот год в части технологий?
— Всего на этот год мы планируем CAPEX, включая M&A, на уровне прошлого года — порядка 96-98 миллиардов рублей, из которых порядка 10% — это инвестиции на IT, «большие данные» и так далее.
— Эта доля будет увеличиваться?
— Да, и мы уже видим этот тренд. Начиная с 2015 года, у нас постоянно CAPEX на IT растет. Мы считаем, что это правильно.
— Ухудшилась ли ситуация с потерями продуктов в последние годы?
— Мы считаем, что в «Пятерочке» есть потенциал для снижения уровня потерь. Частично этот уровень обусловлен объективными факторами: у нас растет доля фруктов и овощей, растет доля скоропортящейся продукции. Но с другой стороны, мы должны учиться с этим работать. Есть хорошие практики, которые применяются в других страна.
— Говоря о международном опыте, вы видите зарубежные примеры технологий или услуг, которые можно перенести на российские реалии?
— Сейчас есть интересный тренд по открытию магазинов «без людей». Это пример Amazon, в Китае есть такие магазины, в Корее. Мы на это смотрим. Возможно, в рамках наших изменений, инноваций, в рамках новой стратегии мы будем тестировать такие решения. Это все очень интересно, и мы тоже хотим понимать все последние тренды, понимать, насколько это релевантно для российских условий.
— Но «Пятерочки» без кассиров у нас появятся нескоро?
— Это точно не планы этого и следующего года, я бы сказала (смеется). Но, с другой стороны, индустрия развивается очень быстро, и хотим понимать эти изменения, быть в тренде с глобальными игроками. Мы видим, как рынок меняется в других отраслях, и мы понимаем, что в какой-то момент этот разрыв наступит и в ритейле. И мы должны быть к этому готовы.
— Если говорить о ваших планах, вы сохраняете планы по преимущественно органическому развитию, или вы рассматриваете возможность M&A?
— Мы постоянно смотрим на возможности M&A в регионах, и уже несколько лет доля приобретений в регионах составляет порядка 10-15%. Мы думаем, в этом такая же динамика продолжится. Одно приобретение у нас было в Башкирии в апреле — около 100 магазинов. Такого рода сделки мы рассматриваем во всех регионах присутствия наших сетей, для их осуществления у нас есть достаточная компетенция и опыт.
Но в основном мы предпочитаем развиваться органически, потому что это обеспечивает нам максимально хорошие локации, хороший возврат на инвестиции. Плюс, для нас очень важно логистическое плечо, и мы понимаем, что новые приобретения, и вообще развитие в новых регионах, очень завязаны, в том числе на развитии нашей логистики. Мы продолжаем ее развивать, открываем распределительные центры. В прошлом году открыли 10 центров, в этом году у нас также амбициозные планы.
— Вы сохраняете прогноз по открытиям магазинов на этот год — 2,5 тысячи?
— Да, прогноз сохраняем, но внутри этого прогноза возможно перераспределение между регионами. Когда мы планировали 2018 год, по нашим расчетам, для нас с точки зрения ограничения по доле рынка могли закрыться Санкт-Петербург, Ленинградская область и Московская область. Но опубликованные в апреле данные Росстата опровергли наши опасения — доля рынка для нас в этих регионах не превысила 25%-ый порог, и, соответственно, эти регионы открыты для дальнейшего развития компании. У нас это, конечно, одни из основных регионов развития, и у нас будет возможность и дальше в них расти.
— В Сибири планируете увеличить число открытий магазинов?
— В Новосибирске у нас запланировано достаточно существенное число открытий, вообще в Западной Сибири. Но в основном будем развиваться в тех регионах, где мы уже присутствуем.
— Если говорить о дивидендах, вы пока видите возможность стабильной выплаты дивидендов в среднесрочном периоде?
— В прошлом году мы приняли дивидендную политику, она была одобрена в сентябре. По ней мы будем каждый год, раз в год выплачивать минимум 25% от чистой прибыли если чистый долг/EBITDA будет ниже 2.0х. Мы планируем выплачивать их раз в год, и по итогам 2017 года этот уровень гораздо выше, чем 25% — 69% от чистой прибыли. Этот уровень ориентирован на соотношение долга к EBITDA на уровне 1.6x-1.8x. Мы считаем, что это комфортный для нас уровень, мы планируем его поддерживать в ближайшие годы. Соответственно, всю разницу после покрытия затрат на капитальные вложения будем выплачивать в виде дивидендов.
— В четверг было объявлено о покупке Marathon Group пакета акций «Магнита» у ВТБ. У X5 и Marathon есть совместный проект по открытию аптек в ваших магазинах — не будет ли здесь некоего конфликта?
— «Мега Фарм» является нашим субарендатором, у нас рыночные отношения. Существуют рыночные контракты, они продолжают работать, пока наше взаимодействие существует. Нас это устраивает. Как будет жизнь меняться — посмотрим.
— То есть изменений не планируется?
— Нет, пока мы продолжаем работать, аптеки для нас важны. С другой стороны, мы понимаем, что «Мега Фарм» — не единственный игрок на аптечном рынке, существует огромное количество компаний, которые готовы с нами работать. Для нас это рыночная история.
— Недавно Сбербанк и «Яндекс» закрыли сделку по созданию совместного предприятия на базе «Яндекс.Маркета». Можно ли ждать усиление конкуренции со стороны этой платформы для традиционного ритейла?
— Мне кажется, Сбербанк и «Яндекс» движутся в очень интересном направлении. Вы видим этот тренд, и в Азии, и в Америке, и в Европе есть примеры больших игроков, которые создают экосистемы. Мы тоже об этом задумываемся, мы рассматриваем различные формы партнерства, в том числе в проектах, которые мы уже начали реализовывать.
— Какого рода партнерства?
— К примеру, мы запускаем пилотный проект, когда мы будем в «Пятерочке» размещать постаматы и локеры, и люди смогут забирать посылки. Это, возможно, будут посылки как российских, так и иностранных интернет-ритейлеров и маркетплейсов, занимающихся преимущественно непродовольственными товарами.