Top.Mail.Ru
EN
1 июля 2024

«Развитие ритейла связано с автоматизацией и искусственным интеллектом»

Компания X5 Group, крупнейший по объему выручки продуктовый ритейлер на российском рынке, объявила об открытии двух магазинов «Пятерочка» в Еврейской автономной области. Это 72-й регион присутствия сети. Как оставаться успешным на высококонкурентном рынке ритейла? И зачем магазину у дома искусственный интеллект? Эти и другие вопросы Марат Кашин обсудил с директором по стратегическому маркетингу «Пятерочки» Михаилом Ярцевым.

— Сегмент торговли уже адаптировался к изменениям. Сейчас новый вызов для ритейлеров — это жесткая конкуренция со стороны дискаунтеров и онлайн-площадок. Как на это реагирует бизнес?

— Действительно, изменения обусловлены экономической ситуацией, геополитическим курсом, ритмом жизни, поколенческими изменениями. Все это приводит к тому, что рынок ритейла очень сильно фрагментируется. И сейчас есть три направления, которые растут быстрее рынка — это упомянутые вами хард-дискаунтеры, онлайн-сегмент и формат магазинов у дома. Эти тренды связаны с тем, что во главе угла стоит экономия — времени, денежных средств.

Если говорить про хард-дискаунтеры, то за последнее время эта модель тоже сильно изменилась. Взять тот же формат у X5 — «Чижик» — это магазины с другим уровнем сервиса, качества и ставкой на рациональных покупателей. Онлайн-торговля — это тоже быстрорастущий рынок, в котором активно развивается X5. Мы стали вторым игроком за последнее время. Возвращаясь к формату магазинов у дома, сейчас происходят очень интересные изменения и на этом рынке. Появляется все больше сервисной продукции — кофе, выпечка, готовая еда. И мы сейчас находимся на пороге очень плотной конкуренции с рынком HoReCa. Формат ритейла никогда не находился в топе продаж горячего кофе, и этот рынок всегда был представлен среди двух сегментов — ресторанов быстрого питания и заправочных станций. Но «Пятерочке» удалось войти в топ-5 игроков.

— Как все эти изменения сказываются на стратегиях ритейлеров и на ценовой политике? Ведь даже в игре на понижение нужно оставаться эффективным и привлекательным для покупателя.

— Стратегия не высечена в камне. За последнее время мы научились быть гибкими, постоянно менять какие-то тактические модели и в то же время стараться быть последовательными в реализации крупных направлений. Ценовое восприятие всегда лежало в основе такого формата, как магазин у дома, поэтому, безусловно, цена является важнейшим критерием успеха нашего бизнеса. Это огромная работа, связанная с повышением эффективности. Мы не ухудшаем прибыльность за последние несколько лет, при этом действительно снижаем цены. Мы, по сути, боремся за каждый рубль, чтобы фактически переложить это все в снижение цены для клиента. Если говорить про глобальные изменения, то сейчас мы делаем большую ставку на автоматизацию и искусственный интеллект.

— Обычно магазин у дома не ассоциируется с искусственным интеллектом и роботами. Это действительно такое перспективное направление?

— Многие способы автоматизации, которые влияют уже здесь и сейчас на повышение эффективности и бесперебойности нашего бизнеса, лежат «под капотом». Большой объем работы, связанный с автоматизацией, относится к цепочкам поставок. Например, взять наши распределительные центры. У нас есть лаборатория-полигон в Подольске, где мы тестируем большое количество различных инновационных решений, роботов. Они выполняют задачи приемки, упаковки, сборки заказов. Мы верим, что это повысит эффективность складского помещения и сможет высвободить до 20% человеческого ресурса. Если говорить про опыт покупателей, мы очень сильно продвинулись в использовании технологий. Взять те же кассы самообслуживания — на них уже приходится до половины трафика. И мы верим, что появление таких фиджитал-пространств, когда ты человеку даешь эмоции, а само пространство жестко автоматизированно,— это путь к созданию магазина будущего.