Объёмы логистических услуг растут уже не первый год: скачок, зафиксированный в период пандемии, трансформировался в дальнейшее планомерное развитие отрасли. Это произошло как по причине сформировавшейся привычки покупать часть товаров в онлайн-магазинах ввиду неоспоримого удобства, так и благодаря доверию потребителей, которое логистические операторы смогли завоевать за последние два года. При этом многие уже настолько привыкли к регулярной доставке любых продуктов (от продовольствия до лекарств), что любые изменения в сфере могут пошатнуть их привычный образ жизни. О том, что ждёт сферу логистики в 2023 году, рассказывает Кирилл Халиповский, начальник управления продаж и взаимодействия с ключевыми партнерами 5Post.
Попробовав однажды заказать что-то онлайн и приобретя позитивный опыт, покупатель вряд ли откажется от такой услуги. Онлайн-магазины помогают экономить время, силы и даже нервы; здесь нет никаких очередей, никто не торопит и не толкает; есть время подумать и совершить покупку в любой удобный момент, и к тому же можно выбрать способ доставки, который будет максимально комфортным.
Тренд № 1: Развитие партнёрств на последней миле
Развитие этого тренда приводит к многократному увеличению нагрузки на онлайн-ритейлеров и маркетплейсы, которая в текущем году продолжит планомерно нарастать. Далеко не все игроки могут справиться с возросшим числом доставок своими силами, поэтому они всегда нуждаются в наличии надёжного логистического партнёра, обладающего опытом, развитой инфраструктурой и необходимыми мощностями. С его помощью продавец сможет не только диверсифицировать логистические потоки и оптимизировать работу собственной службы доставки, но и дать покупателям новые точки и варианты получения покупок, а также выйти в ранее недоступные регионы.
Например, логистический сервис 5Post активно развивает сеть постаматов для доставки на последней миле сразу в 66 регионах страны. Постаматы располагаются в популярных розничных магазинах, и это практически идеальный сценарий получения заветной посылки, который легко совмещается с походом за молоком или за кормом для домашнего питомца. К тому же магазины чаще всего близко расположены к жилым домам или офисным зданиям, а широкая география позволяет выбрать самый удобный пункт.
В условиях, когда логистические компании готовы предоставлять своим партнёрам качественный сервис и способствовать улучшению их бизнес-показателей, сотрудничества такого рода продолжат развиваться, а конкуренция за по-настоящему хороший сервис будет и дальше усиливаться.
Тренд № 2: Скорость и удобство получения заказа
Сейчас время — главный невосполнимый ресурс, за который борются крупнейшие компании и экосистемы. Financial Times со ссылкой на данные Организации экономического сотрудничества и развития приводит такие цифры: с 1980-х годов свободное время у людей постепенно сокращается. Так, с 2010 по 2020 год время, которое человек тратит на себя, в Южной Корее уменьшилось на 14%, в Испании — на 11%, в Нидерландах — на 6%. Именно поэтому важно понимать, что порой клиентам не хочется тратить даже лишние минуты на поход за покупками или на получение заказа в неудобном месте. А если товар будет идти дольше ожидаемого срока, клиент и вовсе может отказаться от покупки.
В сфере логистики будет возрастать запрос на максимально комфортный для клиента сервис, который в том числе выражается географией выбора точек для самостоятельного получения заказа и их удобном расположении на территории населённого пункта, а также в возможности вызвать курьера к определённому времени или через пятнадцать минут после сигнала от получателя (по принципу мини-дарксторов для доставки продовольствия).
Удачным с точки зрения удобства получения является расположение пунктов выдачи заказов или постаматов в популярных общественных местах. По этому принципу работают в том числе логистические операторы «Сберлогистика» и 5Post. Расположение постаматов в отделениях банков или в «Пятёрочках» и «Перекрёстках» помогает серьёзно экономить время и совмещать сразу несколько дел, не выходя из дома исключительно за получением посылки. При этом срок доставки отправления в выбранный постамат у 5Post, к примеру, составляет 2,93 дня, в то время как в среднем по рынку — 5 дней.
Тренд № 3: Автоматизация и цифровизация
Внедрение современных решений — один из факторов успешного развития бизнеса. Тем более что один из трендов этого года — оптимизация затрат. Логистические сервисы отмечают, что изменили подход к взаимодействию с поставщиками: они детально погружаются в вопросы операционной эффективности партнёра, анализируют данные для поиска наилучшего решения.
Без автоматизации сегодня невозможно представить эффективную маршрутизацию, увеличить скорость обработки заказов, проанализировать эффективность тех или иных процессов. Технологии — неотъемлемое условие сдерживания роста тарифов и экономии на доставке.
Именно поэтому в ответ на вызовы рынка логистические компании продолжают совершенствовать свою IT-инфраструктуру: CRM-системы помогают вовремя отслеживать передачу заказа внутри службы, трекеры — следить за его состоянием. В качестве потенциального проекта активно тестируется беспилотный транспорт — свои концепты есть как у зарубежных, так и у российских производителей. По прогнозам экспертов, внедрение транспорта без водителей поможет оптимизировать до 20–40% логистических издержек.
Тренд № 4: Развитие логистических хабов в регионах
В 2022 году с российского рынка ушёл ряд иностранных брендов и их собственная инфраструктура, включая логистические сервисы. Более того, произошла переориентация на новые регионы. При этом Россия по-прежнему остаётся крайне привлекательным рынком для логистических сервисов, однако отечественным компаниям, работающим в новых условиях, для адаптации к изменениям и удовлетворения возросшего спроса необходимы большие мощности и развитая сеть региональных хабов и маршрутов.
Х5 Group, например, развивает логистические центры не только в Москве, но и в других регионах России. Только за 10 месяцев 2022 года через логистический сервис 5Post, который является дочерней компанией Х5 и развивает новые почтовые сервисы, было отправлено более 20 миллионов посылок, при этом основные логистические центры расположены в Москве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Воронеже и Казани. Всего компания имеет 32 сортировочных центра, что позволяет оптимизировать и ускорять доставку даже в самые отдалённые регионы России.
Тренд № 5: Быстрая интеграция партнёров
Сроки и удобство важны во взаимодействии не только с клиентами, но и с партнёрами. Продавцы в e-commerce, которые сталкиваются с растущим спросом и нехваткой собственных мощностей, заинтересованы в поиске быстрых и эффективных логистических решений, поэтому согласование и фиксация договорённостей между партнёрами должны происходить в несколько шагов и сразу давать возможность использовать новые инструменты. Оптимально, если весь цикл подключения занимает всего три шага: потенциальный партнёр оставляет заявку, подписывает стандартный договор и интегрируется в систему через API или личный кабинет.
***
Несмотря на сложную ситуацию в российской экономике, в 2023 году ожидается дальнейшее развитие сервисов доставки. Мелкие и средние игроки рынка электронной торговли по мере масштабирования станут диверсифицировать потоки, всё больше полагаясь на внешние логистические сервисы, которые, в свою очередь, будут развивать новые маршрутные сети и региональные хабы. Растущий спрос на услуги доставки подтолкнёт операторов сильнее автоматизировать процессы и быстрее интегрировать новых партнёров, а в долгосрочной перспективе для оптимизации работы активнее внедрять новые технологичные решения: от роботов и беспилотных автомобилей до ИИ.