​​​​​​​Охрана окружающей среды

Х5 Retail Group внедряет современные практики в сфере устойчивого развития, в том числе в области снижения нагрузки на окружающую среду и продвижения ответственного потребления. 

X5, будучи лидером на российском рынке продуктовой розницы, осознаёт масштабы своего воздействия на окружающую среду и прилагает все усилия, чтобы полностью соответствовать требованиям российского законодательства, а также высоким международным стандартам в области экологии. 

Направления работы: 

  • совершенствование бизнес-процессов и разработка новых технологических решений; 
  • привлечение внимания потребителей к товарам, произведенным из ресурсов без ущерба экосистемам, продвижение ответственного потребления; 
  • оптимизация использования одноразовой упаковки, продвижение использования многоразовой упаковки;
  • сотрудничество с научными технологическими центрами, производителями по разработке оптимальной экологичной упаковки;
  • применение новых технологий и инвестиций в энергосбережении;
  • применение новых техник и технологий по сбору и утилизации отходов; 
  • минимизация образования неиспользуемых и несортируемых отходов, поддержка и продвижение технологий рециклинга (переработки) и экономики замкнутого цикла; 
  • минимизация воздействия на окружающую среду логистических операций;
  • участие в совершенствовании регуляторных норм, направленных на снижение нагрузки на окружающую среду;
  • участие в Меморандуме об устойчивом развитии и совершенствовании экологических практик в ритейле под эгидой WWF.

Энергоэффективность и энергосбережение

Осознавая значимость повышения энергоэффективности, мы активно внедряем энергосберегающие технологии.

В рамках программы повышения энергоэффективности Х5 постепенно сокращает потребление электроэнергии на квадратный метр торговой площади. В компании действуют системы автоматизированного контроля и учёта объёма и качества поставляемой электроэнергии, функционирует центр мониторинга и управления данными системами.

Потребление электроэнергии составляет около 80% наших общих расходов на коммунальные услуги, что делает его наиболее важным направлением. В 2018 – первой половине 2019 года X5 реализовала ряд инициатив, направленных на оптимизацию использования электроэнергии:

  • оснащение магазинов «Пятёрочка» автоматизированной системой сбора данных для сокращения потребления электроэнергии, анализа потоков данных и расчёта оптимальных тарифов. В 2018 году мы снизили потребление электроэнергии в торговой сети «Пятёрочка» на 27,9 млн кВт·ч, а в первом полугодии 2019 года снижение составило 78,1 млн кВт·ч. Эффективный расход электроэнергии позволил сократить выбросы СО2 на 39 тыс. тонн в 2018 году и на 109 тыс. тонн в первом полугодии этого года;
  • запуск в «Пятёрочке» расширенного пилота новой технологии «умный магазин», которая позволяет сократить энергопотребление в торговых точках на 5%. На данный момент решение реализовано в четырёх «Пятёрочках» в Москве. В ближайшее время система будет внедрена в 120 торговых точках сети. С 2020 года система войдет в стандарт открытия новых магазинов и переоборудования действующих;
  • использование во всех «Пятёрочках» в 2018 году холодильных систем с дистанционным управлением, что позволило сэкономить порядка 70 млн рублей; 
  • запуск в «Перекрёстке» комплексной системы «умный щит» для повышения энергоэффективности магазинов. Система автоматизированного управления и контроля позволяет сократить энергопотребление в супермаркетах сети в среднем на 10%. «Умный щит» регулирует нагрузку на оборудование и освещение с учётом режима работы магазина, текущей температуры в помещениях и на улице, содержания в воздухе CO2. В ближайшее время система будет внедрена в 200 торговых точках сети, она уже вошла в стандарт открытия новых магазинов и переоборудования действующих;​
  • запуск проекта «Повышение энергоэффективности автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учёта энергопотребления» в «Перекрёстке», который позволяет проверять счетчики на местах и заключать прямые договоры на поставку энергии на основе многотарифной системы;
  • установка светодиодного освещения во всех магазинах «Перекрёсток» и «Пятёрочка» и в 24 гипермаркетах «Карусель».​

Транспорт

Транспортно-логистические операции оказывают значительное воздействие на окружающую среду, поэтому мы используем различные инструменты для минимизации этого воздействия, включая инвестиции в современный парк грузовых автомобилей, оптимизацию маршрутов и утилизацию автомобильных шин и камер, аккумуляторов, чёрных и цветных металлов, автомобильных масел и других материалов в соответствии с российским законодательством. 

Многоразовая тара

В компании внедрена технология бережливого производства. Это позволяет минимизировать отходы, связанные с поставкой товаров от производителей и их транспортировкой из распределительных центров в магазины.

Перерабатываемая упаковка

  • Х5 отправляет на переработку 100% пластика, картона, бумаги и других видов непищевых отходов, которые образуются в наших магазинах в процессе торговли. В 2018 году Х5 отдала на переработку более 572 млн кг, из которых 307 млн кг – картон, полиэтилен и пластик, а также более 22 млн палет и пластиковых коробок, использованных при перевозке товаров. Также на переработку идут б/у покупательские тележки и отработанные растительные масла.
  • В «Перекрёстке» все контейнеры, палеты и пластиковые ящики, которые подлежат повторному использованию, возвращаются в распределительные центры.
  • В центральных офисах торговых сетей установлены контейнеры для раздельного сбора использованных батареек и бумаги.

Потребительская упаковка

  • Мы не раздаём бесплатно пластиковые пакеты на кассе в магазинах наших торговых сетей, что снижает объём потребления одноразовой упаковки. В 2018 году только каждая четвёртая покупка товаров сопровождалась покупкой одноразового пакета. 
  • В качестве альтернативы одноразовым  пакетам мы предлагаем покупателям многоразовые сумки. За прошлый год в «Пятёрочке», «Перекрёстке» и «Карусели» было продано около 3 млн многоразовых сумок.
  • «Пятёрочка» стимулирует покупку эко-сумки из необработанного хлопка за счёт начисления двойных баллов на карту лояльности «Выручай-карта». 
  • «Пятёрочка» запустила пилотный проект по стимулированию покупателей к использованию многоразовых мешков для взвешивания фруктов и овощей. В течение месяца при покупке мешка покупателям будут начисляться двойные баллы на карту лояльности за все последующие покупки фруктов и овощей. ​
  • В некоторых регионах мы предлагаем в наших магазинах бумажные пакеты как альтернативу пластиковым.
  • В целях минимизации пластиковых отходов онлайн-супермаркет Perekrestok.ru начал тестировать обратный приём пластиковых пакетов, использованных во время доставки, для последующей переработки. Покупатели смогут отдать курьеру пакеты, в которых был привезён заказ. В пилотном режиме эта услуга доступна во всех регионах присутствия Perekrestok.ru.
  • В десяти магазинах «Пятёрочка», расположенных в Москве, в рамках пилотного проекта по сбору использованной пластиковой и алюминиевой тары у населения для последующей переработки установлены десять фандоматов – автоматов, принимающих ПЭТ-бутылки и алюминиевые банки любых цветов и размеров. Проект реализован совместно с системой Coca-Cola в России. За каждую сданную бутылку и/или банку фандомат выдаёт купон с 15% скидкой на покупку ряда напитков компании Coca-Cola в магазинах «Пятёрочка». Обслуживание фандоматов, вывоз собранной тары на пункты переработки и вторичная переработка пластика и алюминия осуществляется компанией «Экотехнологии».
  • В семи московских супермаркетах «Перекрёсток» и трёх гипермаркетах «Карусель» установлены фандоматы, которые принимают использованную пластиковую упаковку у населения для последующей переработки. Партнёры пилотного проекта – компании Unilever и «Экотехнологии». Для стимулирования потребителей к раздельному сбору отходов за каждую сданную полимерную упаковку фандоматы выдают купон с 10% скидкой на покупку ряда продукции производства Unilever во всех магазинах «Перекрёсток» и «Карусель».
  • Х5 постоянно рассматривает предложения инновационных предприятий, которые готовы производить и поставлять экологичные виды упаковки в наши магазины.

Пищевые отходы

Все пищевые отходы, образующиеся в процессе деятельности магазинов, передаются сторонним компаниям для утилизации и захоронения. Компания ищет возможности и пилотирует технологии передачи пищевых отходов для дальнейшей переработки.

  • В гипермаркетах «Карусель» установлены биокомпакторы для переработки и прессования органических отходов. Герметичные контейнеры защищены от влаги, что помогает минимизировать процессы разложения пищевых отходов, поддерживая чистоту и соответствие санитарным нормам.
  • Гипермаркеты «Карусель» и супермаркеты «Перекрёсток» также оснащены специальными холодильниками для временного хранения пищевых и биологических отходов, что позволило компании наладить процесс сбора, хранения и утилизации пищевых отходов в соответствии с ветеринарными нормами и правилами.

Меморандум об устойчивом развитии и совершенствовании экологических практик в  ритейле 

  • Торговая сеть «Карусель» совместно с WWF России запустила акцию для покупателей, собранные средства от которой будут направлены на реализацию проекта «Создадим и сохраним национальное лесное наследие России вместе». В результате проекта в северо-западной части РФ будет выделен участок национального лесного наследия площадью более 100 000 га, что поможет сохранить наиболее ценную часть леса. Это первый проект WWF России с представителями продуктового ритейла.​
обратная связь

Свяжитесь с нами