​​​​​Environment

Х5 Retail Group is implementing cutting-edge sustainability practices, including those focused on reducing its environmental impact and promoting responsible consumption. 

As a leader in the Russian retail market, X5 is conscious of the magnitude of its environmental footprint and takes measures to ensure full compliance with Russian legislative requirements and the highest international environmental protection standards.​

Focus areas: 

  • improving business processes and developing new technological solutions; 
  • drawing consumers' attention to eco-friendly goods and promoting responsible consumption; 
  • reducing the use of single-use packaging and promoting the use of reusable packaging;
  • collaborating with R&D centres and manufactures with a view to developing eco-friendly packaging;
  • introducing new technologies and investing in energy saving;
  • applying new techniques and technologies for waste collection and disposal; 
  • minimising volumes of unused and unsorted waste, supporting and promoting recycling (processing) technologies along with circular economy principles; 
  • mitigating the environmental impact of logistics operations;
  • engaging in the improvement of regulations seeking to reduce environmental damage;
  • maintaining a commitment to the Memorandum on Sustainable Development and improvement of environmental practices in retail under the auspices of the WWF.

Energy consumption and efficiency

We are working to implement new energy efficient technologies that enable us to reduce energy consumption.

As part of our energy efficiency program, X5 is gradually reducing electricity consumption per square meter of retail space. We operate automatic monitoring systems to record electric energy consumption, as well as a monitoring and control centre for these systems.

Electricity consumption accounts for about 80% of our total utility costs, which makes it a priority. In 2018 and the first half of 2019, X5 put in place a number of initiatives to optimise the use of electricity:

  • setting up an automatic data collection system across Pyaterochka stores to reduce electricity consumption, analyse the data flow and calculate optimal tariffs. In 2018, we reduced electricity consumption across Pyaterochka stores by 27.9 million kWh, while in the first half of 2019, the reduction amounted to 78.1 million kWh. Effective electricity consumption allowed us to reduce CO2 emissions by 39,000 tons in 2018 and by 109,000 tons in the first half of 2019 ;
  • rolling out the extended Smart Store pilot in the Pyaterochka retail chain to cut energy consumption at retail outlets by 5%. At present, the Smart Store solution has been implemented in four Pyaterochka stores in Moscow. The technology is set to be rolled out in 120 branches of the chain in the near future. From 2020, all newly opened and refurbished Pyaterochka stores will be equipped with this technology;
  • using remotely controlled refrigeration systems in all Pyaterochka stores, which secured savings of some RUB 70 m in 2018;
  • rolling out a comprehensive system in Perekrestok stores that helps to improve the energy efficiency of supermarkets. The automated control and monitoring system will help cut power consumption in stores by an average of 10%. The energy efficiency system regulates equipment and lighting loads based on the operating mode of the retail facility, current temperature indoors and outdoors, and CO2 content in the air. The new technology has already been piloted and is now being integrated into every new store;​ 
  • launching the Improving the Energy Efficiency of Automated Electricity Fiscal Metering project across Perekrestok stores to enable checking of electricity meters at the point of metering and to enter into direct power supply contracts based on multiple tariffs;
  • installing LED lighting in all Perekrestok and Pyaterochka stores along with 24 Karusel hypermarkets.

Transport

Transport and logistics operations have a significant impact on the environment. We use a variety of approaches to mitigate this impact by investing in modern trucks, optimising travel routes and recycling tires, tubes, batteries, ferrous and non-ferrous metals, motor oils and other materials in line with Russian legislation.

Returnable containers

The Company is committed to lean manufacturing, which enables us to minimise waste associated with the delivery of products from producers and DC-to-store transportation.

Recyclable packaging

  • X5 recycles 100% of the plastic, cardboard, paper and other non-food waste generated by our stores. In 2018, we sent more than 572 million kg of waste for processing, including 307 million kg of cardboard, polyethylene and plastic, as well as over 22 million pallets and plastic boxes used for transporting goods. Used shopping trolleys and waste vegetable oil are also sent for recycling.
  • All reusable Perekrestok containers, pallets and plastic boxes are returned to DCs.
  • Special containers for separate collection of used batteries and paper are available at our retail chains' headquarters.

Retail packaging

  • We do not give out free plastic bags at checkout counters in our stores, which brings down the consumption of disposable packaging. In 2018, single-use plastic bags were bought only for every fourth purchase. 
  • Reusable bags are offered to customers as an alternative to disposable bags. Last year, Pyaterochka, Perekrestok and Karusel sold around 3 million reusable bags.
  • Pyaterochka encourages customers to buy cotton eco-bags by crediting doubled bonus points to Vyruchai-Karta loyalty cards. 
  • Pyaterochka offers reusable bags for weighing fruits and vegetables in some stores as part of the pilot project. Customers who purchase a bag will receive double loyalty points on all produce purchases for the next month. 
  • In some regional stores, we offer paper bags as an alternative to plastic ones.
  • In order to minimise plastic waste, the online supermarket Perekrestok.ru piloted the collection of plastic delivery bags for recycling. Customers will be able to return plastic bags used during delivery  to the courier. The pilot service is available in all regions covered by Perekrestok.ru.
  • As part of a pilot project to collect used plastic and aluminium beverage containers of any size and colour for recycling, reverse vending machines were installed at ten Pyaterochka stores in Moscow. The project is being implemented in partnership with the Coca-Cola system in Russia. For each bottle and/or can returned, the machine issues a coupon for 15% off a range of Coca-Cola drinks. The company in charge of reverse vending machine maintenance, transportation to recycling facilities, and recycling of the plastic and aluminium is EcoTechnologies. 
  • Ten reverse vending machines were installed in seven Perekrestok supermarkets and three Karusel hypermarkets in Moscow as part of a pilot project to collect used plastics for recycling. The project is being implemented in partnership with Unilever and EcoTechnologies companies. To encourage consumers to sort their waste, a coupon will be issued for each item of packaging that is returned, offering 10% off a selection of Unilever products at Perekrestok and Karusel stores.
  • We constantly review proposals from innovative vendors who compete for the opportunity to produce and supply environmentally friendly packaging for our stores.

Food waste

All food waste generated by our stores is sent to third parties for landfilling or recycling. The Company is looking for opportunities and piloting technological solutions to transfer food waste for further processing.

  • Our Karusel hypermarkets feature bio compactors for treating and compressing organic waste. Sealed containers are watertight, which helps to minimise food waste decomposition, maintain cleanliness and comply with OHS standards.
  • Karusel hypermarkets and Perekrestok supermarkets are also equipped with special refrigerators for temporary storage of food and biological waste, which enabled us to fine-tune the process of collecting, storing and disposing these types of waste in line with the veterinary standards and rules.

    Memorandum on sustainable development and improvement of environmental practices in retail

  • The Karusel hypermarket chain, together with WWF Russia, launched a campaign for its customers, aimed at funding the implementation of the project "Let's create and preserve the national forest heritage of Russia together". This project will cover a national forest heritage area of more than 100,000 hectares located in the North-Western part of the Russian Federation, and will help to preserve the most valuable part of the forest. This is the first joint project of WWF Russia with food retail representatives.
contact

Send us your feedback

​​​​​​​Охрана окружающей среды

Х5 Retail Group внедряет современные практики в сфере устойчивого развития, в том числе в области снижения нагрузки на окружающую среду и продвижения ответственного потребления. 

X5, будучи лидером на российском рынке продуктовой розницы, осознаёт масштабы своего воздействия на окружающую среду и прилагает все усилия, чтобы полностью соответствовать требованиям российского законодательства, а также высоким международным стандартам в области экологии. 

Направления работы: 

  • совершенствование бизнес-процессов и разработка новых технологических решений; 
  • привлечение внимания потребителей к товарам, произведенным из ресурсов без ущерба экосистемам, продвижение ответственного потребления; 
  • оптимизация использования одноразовой упаковки, продвижение использования многоразовой упаковки;
  • сотрудничество с научными технологическими центрами, производителями по разработке оптимальной экологичной упаковки;
  • применение новых технологий и инвестиций в энергосбережении;
  • применение новых техник и технологий по сбору и утилизации отходов; 
  • минимизация образования неиспользуемых и несортируемых отходов, поддержка и продвижение технологий рециклинга (переработки) и экономики замкнутого цикла; 
  • минимизация воздействия на окружающую среду логистических операций;
  • участие в совершенствовании регуляторных норм, направленных на снижение нагрузки на окружающую среду;
  • участие в Меморандуме об устойчивом развитии и совершенствовании экологических практик в ритейле под эгидой WWF.

Энергоэффективность и энергосбережение

Осознавая значимость повышения энергоэффективности, мы активно внедряем энергосберегающие технологии.

В рамках программы повышения энергоэффективности Х5 постепенно сокращает потребление электроэнергии на квадратный метр торговой площади. В компании действуют системы автоматизированного контроля и учёта объёма и качества поставляемой электроэнергии, функционирует центр мониторинга и управления данными системами.

Потребление электроэнергии составляет около 80% наших общих расходов на коммунальные услуги, что делает его наиболее важным направлением. В 2018 – первой половине 2019 года X5 реализовала ряд инициатив, направленных на оптимизацию использования электроэнергии:

  • оснащение магазинов «Пятёрочка» автоматизированной системой сбора данных для сокращения потребления электроэнергии, анализа потоков данных и расчёта оптимальных тарифов. В 2018 году мы снизили потребление электроэнергии в торговой сети «Пятёрочка» на 27,9 млн кВт·ч, а в первом полугодии 2019 года снижение составило 78,1 млн кВт·ч. Эффективный расход электроэнергии позволил сократить выбросы СО2 на 39 тыс. тонн в 2018 году и на 109 тыс. тонн в первом полугодии этого года;
  • запуск в «Пятёрочке» расширенного пилота новой технологии «умный магазин», которая позволяет сократить энергопотребление в торговых точках на 5%. На данный момент решение реализовано в четырёх «Пятёрочках» в Москве. В ближайшее время система будет внедрена в 120 торговых точках сети. С 2020 года система войдет в стандарт открытия новых магазинов и переоборудования действующих;
  • использование во всех «Пятёрочках» в 2018 году холодильных систем с дистанционным управлением, что позволило сэкономить порядка 70 млн рублей; 
  • запуск в «Перекрёстке» комплексной системы «умный щит» для повышения энергоэффективности магазинов. Система автоматизированного управления и контроля позволяет сократить энергопотребление в супермаркетах сети в среднем на 10%. «Умный щит» регулирует нагрузку на оборудование и освещение с учётом режима работы магазина, текущей температуры в помещениях и на улице, содержания в воздухе CO2. В ближайшее время система будет внедрена в 200 торговых точках сети, она уже вошла в стандарт открытия новых магазинов и переоборудования действующих;​
  • запуск проекта «Повышение энергоэффективности автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учёта энергопотребления» в «Перекрёстке», который позволяет проверять счетчики на местах и заключать прямые договоры на поставку энергии на основе многотарифной системы;
  • установка светодиодного освещения во всех магазинах «Перекрёсток» и «Пятёрочка» и в 24 гипермаркетах «Карусель».​

Транспорт

Транспортно-логистические операции оказывают значительное воздействие на окружающую среду, поэтому мы используем различные инструменты для минимизации этого воздействия, включая инвестиции в современный парк грузовых автомобилей, оптимизацию маршрутов и утилизацию автомобильных шин и камер, аккумуляторов, чёрных и цветных металлов, автомобильных масел и других материалов в соответствии с российским законодательством. 

Многоразовая тара

В компании внедрена технология бережливого производства. Это позволяет минимизировать отходы, связанные с поставкой товаров от производителей и их транспортировкой из распределительных центров в магазины.

Перерабатываемая упаковка

  • Х5 отправляет на переработку 100% пластика, картона, бумаги и других видов непищевых отходов, которые образуются в наших магазинах в процессе торговли. В 2018 году Х5 отдала на переработку более 572 млн кг, из которых 307 млн кг – картон, полиэтилен и пластик, а также более 22 млн палет и пластиковых коробок, использованных при перевозке товаров. Также на переработку идут б/у покупательские тележки и отработанные растительные масла.
  • В «Перекрёстке» все контейнеры, палеты и пластиковые ящики, которые подлежат повторному использованию, возвращаются в распределительные центры.
  • В центральных офисах торговых сетей установлены контейнеры для раздельного сбора использованных батареек и бумаги.

Потребительская упаковка

  • Мы не раздаём бесплатно пластиковые пакеты на кассе в магазинах наших торговых сетей, что снижает объём потребления одноразовой упаковки. В 2018 году только каждая четвёртая покупка товаров сопровождалась покупкой одноразового пакета. 
  • В качестве альтернативы одноразовым  пакетам мы предлагаем покупателям многоразовые сумки. За прошлый год в «Пятёрочке», «Перекрёстке» и «Карусели» было продано около 3 млн многоразовых сумок.
  • «Пятёрочка» стимулирует покупку эко-сумки из необработанного хлопка за счёт начисления двойных баллов на карту лояльности «Выручай-карта». 
  • «Пятёрочка» запустила пилотный проект по стимулированию покупателей к использованию многоразовых мешков для взвешивания фруктов и овощей. В течение месяца при покупке мешка покупателям будут начисляться двойные баллы на карту лояльности за все последующие покупки фруктов и овощей. ​
  • В некоторых регионах мы предлагаем в наших магазинах бумажные пакеты как альтернативу пластиковым.
  • В целях минимизации пластиковых отходов онлайн-супермаркет Perekrestok.ru начал тестировать обратный приём пластиковых пакетов, использованных во время доставки, для последующей переработки. Покупатели смогут отдать курьеру пакеты, в которых был привезён заказ. В пилотном режиме эта услуга доступна во всех регионах присутствия Perekrestok.ru.
  • В десяти магазинах «Пятёрочка», расположенных в Москве, в рамках пилотного проекта по сбору использованной пластиковой и алюминиевой тары у населения для последующей переработки установлены десять фандоматов – автоматов, принимающих ПЭТ-бутылки и алюминиевые банки любых цветов и размеров. Проект реализован совместно с системой Coca-Cola в России. За каждую сданную бутылку и/или банку фандомат выдаёт купон с 15% скидкой на покупку ряда напитков компании Coca-Cola в магазинах «Пятёрочка». Обслуживание фандоматов, вывоз собранной тары на пункты переработки и вторичная переработка пластика и алюминия осуществляется компанией «Экотехнологии».
  • В семи московских супермаркетах «Перекрёсток» и трёх гипермаркетах «Карусель» установлены фандоматы, которые принимают использованную пластиковую упаковку у населения для последующей переработки. Партнёры пилотного проекта – компании Unilever и «Экотехнологии». Для стимулирования потребителей к раздельному сбору отходов за каждую сданную полимерную упаковку фандоматы выдают купон с 10% скидкой на покупку ряда продукции производства Unilever во всех магазинах «Перекрёсток» и «Карусель».
  • Х5 постоянно рассматривает предложения инновационных предприятий, которые готовы производить и поставлять экологичные виды упаковки в наши магазины.

Пищевые отходы

Все пищевые отходы, образующиеся в процессе деятельности магазинов, передаются сторонним компаниям для утилизации и захоронения. Компания ищет возможности и пилотирует технологии передачи пищевых отходов для дальнейшей переработки.

  • В гипермаркетах «Карусель» установлены биокомпакторы для переработки и прессования органических отходов. Герметичные контейнеры защищены от влаги, что помогает минимизировать процессы разложения пищевых отходов, поддерживая чистоту и соответствие санитарным нормам.
  • Гипермаркеты «Карусель» и супермаркеты «Перекрёсток» также оснащены специальными холодильниками для временного хранения пищевых и биологических отходов, что позволило компании наладить процесс сбора, хранения и утилизации пищевых отходов в соответствии с ветеринарными нормами и правилами.

Меморандум об устойчивом развитии и совершенствовании экологических практик в  ритейле 

  • Торговая сеть «Карусель» совместно с WWF России запустила акцию для покупателей, собранные средства от которой будут направлены на реализацию проекта «Создадим и сохраним национальное лесное наследие России вместе». В результате проекта в северо-западной части РФ будет выделен участок национального лесного наследия площадью более 100 000 га, что поможет сохранить наиболее ценную часть леса. Это первый проект WWF России с представителями продуктового ритейла.​
обратная связь

Свяжитесь с нами