Top.Mail.Ru
EN
11 декабря 2024

Как нейросети и высокие технологии применяются в ритейле уже сейчас

Об эффектах применения высоких технологий в ритейле РБК поговорил с директором по развитию искусственного интеллекта X5 Tech Михаилом Неверовым.

— Технологическое лидерство стало стратегическим приоритетом X5 Group. Какую роль играет искусственный интеллект в этом процессе?

— Спасибо за вопрос. Это комплексный набор усилий. Искусственный интеллект — довольно широкая область технологий. Мы применяем его в классических задачах ритейла, связанных с ассортиментом, ценообразованием, прогнозированием спроса, пополнением запасов и многим другим. Мы начали пробовать первые модели и работать с данными в 2019 году.

Сейчас мы больше говорим о том, что технологии на основе генеративного искусственного интеллекта все глубже проникают в наши бизнес и жизнь. На стыке фундаментальных решений, которые уже существуют в компании, и технологий новой волны мы строим наше технологическое будущее. Поэтому роль искусственного интеллекта и технологии работы с данными в этом процессе очень высока.

— У вас искусственный интеллект как-то выделен в отдельный департамент?

— Хороший вопрос. Это большая дискуссия: что именно называется искусственным интеллектом? Внутри компании мы разделяем это на два крупных блока. В целом мы, как и многие другие, считаем, что все это является машинным обучением. Но есть технологии новой волны: компьютерное зрение, большие языковые модели, такие как «Яндекс GPT», ChatGPT, — роботизация. Это отдельное направление, но все это существует внутри нашего департамента по развитию искусственного интеллекта. Мы разделяем эти технологии, так как для каждой из них требуется свой подход. Например, работа с чат-ботами — это более демократичная история, требующая другого подхода по сравнению с инженерными задачами.

— Какие решения на базе искусственного интеллекта вы уже внедряете и какие эффекты получаете?

— За прошлый год мы получили порядка 5 млрд руб. эффекта за счет технологий, связанных с искусственным интеллектом. У нас есть ключевые продукты — это ассортимент, ценообразование, персонализация — все, что связано с текущей деятельностью компании. Если представить ритейл как торговлю, он не сильно изменился: мы покупаем товар, выстраиваем отношения с поставщиками, занимаемся продажами. Между этими этапами есть процессы: логистика, ассортимент, ценообразование, пополнение запасов. Все это мы уже давно используем и внедряем в виде готовых продуктов внутри компании.

Сейчас у нас есть команда, которая занимается развитием Copilot. Это веб-интерфейс, позволяющий сотрудникам получать доступ к технологиям искусственного интеллекта. Это разные модели — от Yandex, open source, наши собственные. Например, маркетолог или представитель HR-департамента может с помощью общения с ИИ получить бенефит, ускорение: составить презентацию, написать письмо, проверить код или сделать простой SQL-запрос. Copilot так и переводится, «второй пилот».

У нас также есть несколько треков по углублению работы с рекомендательными системами, так как ритейл меняется с точки зрения взаимодействия с клиентом. Мы делаем ставку на демократизацию доступа к технологиям, интерпретируя информацию по-разному для директоров магазинов и бизнес-функций, используя диалоговые режимы или дашборды.

Помимо этого мы занимаемся инфраструктурной частью. У нас есть большая бизнес-платформа AI-RAN, связанная с искусственным интеллектом, которая позволяет быстро интегрировать различные технологии и модели внутри существующих продуктов.

Это довольно сложная вещь. Постараюсь объяснить. У нас есть продукты, которые уже давно существуют в компании и решают определенные бизнес-задачи. Например, возьмем команду, которая занимается всеми процессами с HR — вдруг они понимают, что им нужно добавить функцию распознавания документов.

Есть два пути. Первый — начать разработку внутри, самостоятельно настраивая все архитектурные взаимодействия. Второй путь — воспользоваться отдельной шиной, просто получить к ней доступ и получить результат. То есть шина возвращает распознанные документы, которые вам нужны. На другой стороне другая команда выбирает лучшего подрядчика, который соответствует заданному качеству, взаимодействует с ним и вносит необходимые изменения. Для вас это происходит бесшовно, что позволяет быстрее интегрировать решения в уже существующие продукты компании.

— Как вам кажется, высокие технологии — это предмет для узких IT-специалистов или такие решения на базе искусственного интеллекта могут уже широко применяться вашими сотрудниками или даже покупателями торговых сетей?

— Мы, безусловно, верим во второе. Это в любом случае инструмент. Есть процесс разработки, есть процесс применения, и эти вещи, естественно, разделены. Вы же управляете автомобилем или едете в такси и не понимаете до конца, как работает, например, автопилот. Но это не мешает вам этим пользоваться. В рамках этого разделения мы двигаемся в направлении максимальной демократизации доступа к технологиям. При этом понятно, что разработка и внедрение на первых этапах будут находиться на стороне специальных команд.

— Будет ли такое, что придет покупатель и его на кассе встретит и обслужит робот на базе искусственного интеллекта?

— Технически это уже происходит. Вот здесь, в зале, ездят роботы. Кассы самообслуживания также используют компьютерное зрение. Это все применение технологий. Так или иначе нейросети и другие технологии уже присутствуют в каком-то виде. Насколько глубоко это будет внедрено, зависит и от технологических ограничений, которые существуют на рынке. Например, невозможно производить миллиарды вычислений в секунду в каждом отдельно взятом магазине. Понятно, что есть ограничения, но мы идем в этом направлении.