О социальных проектах, госрегулировании и приоритетах работы с поставщиками РБК поговорил с президентом X5 Group Екатериной Лобачевой
— Сколько сегодня поставщиков у X5 и какова доля российской продукции в ваших магазинах?
— Это популярный вопрос в последнее время — о доле российской продукции. Мы сегодня даем это интервью на полях конференции X5 Dialog 2024 — нашей большой конференции для поставщиков. И сейчас в нашем портфеле более 7000 поставщиков.
— Как развивается направление прямого импорта в текущих условиях?
Прямой импорт по-прежнему очень важен для нас. Во-первых, не все произрастает на территории нашей страны. Например, мы все очень любим мандарины к Новому году и прочую продукцию. Последние два года мы являемся номером один среди импортеров в области вина и бананов, их тоже очень любят наши потребители.
— X5 сделала большую ставку на сотрудничество с малым и средним бизнесом. Остается ли работа с небольшими поставщиками в приоритете? Какие планы у вас в этом направлении?
— Конечно, это уже несколько лет в нашем фокусе. Почему это важно для нас? Потому что для нашего покупателя очень важен локальный ассортимент. Что такое малые и средние производители? Это значит, что покупатель может на полке увидеть товар, произведенный именно в его регионе. Это и молочная продукция, и мясная гастрономия, и, конечно, фрукты и овощи, которые произрастают на территории этой области. Сейчас у нас более 3600 малых и средних поставщиков, и их доля с каждым годом будет расти, потому что это очень важно для нас.
— Как-то меняются приоритеты работы с поставщиками в последние годы?
— Мы развиваем такое направление, как стратегическое партнерство, то есть мы хотим вместе с поставщиком добиваться большей эффективности для обеих сторон. Это включает в себя совместное планирование, прогнозирование, удешевление и повышение эффективности логистики, а также поиск возможностей сотрудничества в области более экологичной и эффективной упаковки. Мы смотрим, как можем оптимизировать наши цепочки поставок.
Самое большое наше направление — работа над себестоимостью. Мы начинаем работать по модели «открытой книги», когда понимаем, сколько для нас стоит тот или иной товар, и сотрудничаем с нашими партнерами с целью сделать покупку более выгодной для покупателя.
— А как вы взаимодействуете с отраслевыми сообществами?
— У нас прямой диалог со всеми отраслевыми союзами и ассоциациями поставщиков. Много примеров успешных проектов. Например, в этом году мы с Рыбным союзом запустили тройственный контракт: под нас вылавливается рыба, затем она перерабатывается, замораживается и поставляется к нам на полки. Это способствует популяризации потребления рыбы в России — одного из трендов последних лет. С Мясным союзом и Молочным союзом мы хотим прогнозировать все, что происходит в отрасли, понимать, чем она живет, какие у нее вопросы и как мы можем помочь друг другу.
Все помнят кризис с куриными яйцами в январе 2023 года. С тех пор мы тесно сотрудничаем с Союзом птицефабрик, чтобы подобных ситуаций больше не возникало.
— Давайте теперь поговорим про госрегулирование. Какие инициативы наиболее важны для ритейла?
— В области регулирования отрасли нам важно, скорее, отсутствие регулирования и его смягчение. Почему? Отрасль уже достаточно зрелая. Наша компания, например, существует уже 30 лет, и какого-то дополнительного регулирования отрасль не требует.
Вы в начале беседы спросили о доле российских товаров на полке. Эта инициатива длится уже порядка года, но, на мой взгляд, она не имеет особого смысла. Доля российских производителей на нашей полке всегда будет выше 90%. Мы за локальный ассортимент, за короткое плечо доставки. Только то, что нельзя произвести в России, мы импортируем, например бананы. Они не растут в России и, скорее всего, никогда не будут расти.
Но мы очень ждем выхода закона о фудшеринге. Нам важно передавать продовольственные товары с истекающим сроком годности нуждающимся, а для этого нам нужно освободить от НДС списанные товары. В противном случае это становится большим финансовым убытком для компании и теряет свою целесообразность. Такие социальные инициативы в регулировании очень важны.
— Давайте поговорим про устойчивое развитие. Какие результаты есть у вас в этом направлении?
— Мы уделяем этой теме много внимания, потому что она для нас очень важна. Мы — большой социально ответственный бизнес, который понимает, что присутствует в жизни каждого человека: это либо наш покупатель, либо наш сотрудник, его семья, наш инвестор или кто-то работающий у нашего поставщика. Поэтому нам важно задавать тренды.
Недавно прошла конференция по ESG, на которой обсуждалось, что сейчас важно для ESG в России. Для нас это здоровое питание, организация местных сообществ и помощь им, продуктовая помощь, о которой мы тоже сегодня рассказывали. В этом году мы учредили новый благотворительный фонд «Выручаем».
Невозможно представить современный ритейл без экологичной упаковки. Здесь нам очень помогает законодатель. Есть закон о расширенной ответственности производителя, обязывающий обеспечивать надлежащий стандарт упаковки. Он вступает в силу с 2025 года, поэтому и здесь мы тоже увидим изменения.
— Вы упомянули благотворительный фонд. Какие цели вы ставите для себя и каких результатов ожидаете?
Основная цель фонда — продуктовая помощь всем нуждающимся категориям населения. Для нас, как для крупнейшего продуктового ритейлера, важно не выбрасывать еду. Это различные варианты передачи продуктов питания в семьи, дома престарелых, интернаты, больницы. Любой нуждающийся человек может получить продуктовый набор.
Я упоминала важность инициативы по фудшерингу, когда продукты с хорошим сроком годности, которые мы уже не успеем продать, передаются на благотворительность. Здесь важно, чтобы мы были освобождены от уплаты НДС на эти товары. Мы хотим запустить цифровую платформу по передаче продуктовых запасов с наших складов и магазинов в адрес нуждающихся категорий. Мы приглашаем к сотрудничеству всех наших поставщиков, у которых тоже образуются такие товарные остатки.
Мы не хотим выбрасывать еду. Какую еще проблему мы решаем? Это проблема вывоза мусора из наших магазинов и полигонов рядом с магазинами. Мы хотим вовлекать наших сотрудников и покупателей в волонтерские программы, чтобы каждый мог принять в этом участие.