Президент ведущего российского ретейлера Х5 Group Екатерина Лобачева в интервью ТАСС на полях Восточного экономического форума рассказала о планах по развитию сетей компании, экспансии в новые регионы, защите персональных данных клиентов и новых поставщиках.
— Добрый день! Начну с одной из актуальных тем этого года. В последнее время все чаще появляются сообщения об утечках информации клиентов тех или иных компаний. Какую работу ведет Х5 для предотвращения подобных инцидентов? Какой объем инвестиций был направлен на внедрение технологических решений в этом году?
— Мы очень бережно относимся не только к персональным данным, но и вообще к любой нашей информации. Защита данных для нас — это действительно важнейший вопрос, и наша компания достаточно давно начала вкладывать средства во внедрение и расширение систем информационной безопасности. Мы надеемся, что внедренная нами система безопасности позволит не допускать нам утечек информации. В марте этого года нам пришлось изменить состав вендоров, которые нас обслуживают, и добавить ряд новых решений. Мы опираемся на собственную разработку и технологические продукты от производителей, так и на решения с открытым исходным кодом. Объем инвестиций мы озвучить не можем, но в любом случае мы будем держать этот вопрос в фокусе и продолжать инвестировать столько, сколько будет необходимо.+
— Вы сказали, что изменился состав вендоров. Имеется в виду поставки от поставщиков из дружественных стран?
— Да, имеется в виду, что те технологические решения, которые у нас есть, мы сейчас дополняем и российскими аналогами, и аналогами из дружественных стран.
— Насколько сложно идет процесс и в какие сроки планируется завершить?
— Сейчас мы полностью укомплектованы с точки зрения информационной безопасности. Но если нам нужно будет дальше развивать какие-либо дополнительные сервисы, то мы будем продолжать это делать. В том числе планируется внедрять такие системы при реализации всех новых проектов. Данные клиентов Х5 будут в безопасности.
— Недавно была выделена новая структура Х5 Digital. Расскажите, пожалуйста, про ее планы на ближайшие год и дальнейшую перспективу.
— Да, создали объединенную структуру Х5 Digital, которая будет отвечать за экспресс-доставку, не превышающую интервал в 40 минут, из магазинов «Пятерочка» и «Перекресток», а также за работу инфраструктуры больших дарксторов с расширенным ассортиментом под брендом Vprok.ru. Управление этими сервисами в рамках единого подразделения позволит обеспечить бесшовный переход между потребностями во всех каналах и мобильных приложениях X5, а также максимальную операционную эффективность бизнеса.
— В какие сроки планируется завершить реализацию проекта и вывести его на полную мощность?
— Мы начали развитие дарксторов, в том числе объединенных на базе наших магазинов — сейчас их четыре. До конца 2023 года их количество планируется расширить до 40. Но пока окончательные цифры называть рано, мы должны посмотреть, как пойдет этот процесс, потому что дарксторы начинают окупаться только после выхода на полную мощность.
— О какой мощности дарксторов идет речь?
— Они должны набирать не менее 50000 заказов в месяц. Тогда они, по сути, выходят на свою проектную мощность, когда их можно полностью загружать, и экономически становятся целесообразны. Этот показатель, как я уже сказала, может быть достигнут к 2023 году.
— Какие планы у Х5 по открытию магазинов до конца года?
— В марте мы немного приостановили развитие, но к концу апреля программа открытий возобновилась. Всего по итогам года будет открыто около 1400 «Пятерочек», мы также приняли решение ускорить развитие сети «Чижик», потому что видим, что формат очень востребован. За весь год планируем открыть более 400 жестких дискаунтеров. В совокупности, с учетом некоторых закрытий, Х5 откроет в 2022 году более 1800 магазинов.
— Планируется ли открывать новые магазины «Перекресток» в этом году?
— В этом году мы не открываем новые «Перекрестки», поскольку мы работаем над изменением CVP этой сети, поэтому сейчас делаем акцент на реконструкции уже существующих магазинов. Только после этого мы будем думать про планы по развитию, но это точно произойдет не в 2022 году.
— Что планируется делать с магазинами «Карусель»? Будут ли они окончательно закрыты к 2023 году?
— Мы планируем завершить трансформацию «Карусели» в первом квартале 2023 года. Сейчас уже осталось уже 20 гипермаркетов. По ним в том числе определяем возможности для нового применения внутри X5. То есть весной 2023 года «Карусель» в своем портфеле мы уже не увидим.
— Давайте поговорим о планах по развитию новых сетей. Недавно Х5 объявила о планах по приобретению контрольных долей «Слата» и «Красный яр». Рассматривает ли компания возможность заключения аналогичных сделок в других регионах?
— Пока мы не получили одобрение ФАС, как только получим решение, сможем закрыть эту сделку. Я хотела бы подчеркнуть, что мы развиваем новую модель, по которой раньше не работали. Мы не покупаем целиком эти торговые сети, мы вступили с ними в стратегическое партнерство, приобретая контрольную долю. Это делается для того, чтобы сохранить те компетенции, которые имеют сети в регионах присутствия, чтобы сохранить их навык работы с местными потребителями и поставщиками, но при этом привнести свой опыт в возможностях логистики и в работе с федеральными поставщиками. Если такой формат будет успешен, то, возможно, мы будем применять его при заключении последующих сделок. Мы всегда рассматриваем активы к приобретению, если они экономически целесообразны, но на данный момент конкретных планов нет. При этом мы по прежнему делаем ставку на органическое развитие.
— Какие у вас планы по открытию магазинов «Слата» и «Красный яр»?
— Обе сети совокупно насчитывают около 600 магазинов. «Пятерочек» сейчас в Сибири 1100 и до конца года планируем открыть еще больше 50. То есть в совокупности в Сибири у нас будет около 1800 магазинов, но прежде, чем думать о планах по новым открытиям, необходимо дождаться решения антимонопольной службы.
— Планирует ли компания выходить на рынок Дальнего Востока?
— Пока Х5 не представлена на Дальнем Востоке. Мы планируем выход сюда в ближайшее время. Мы подписали соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики и собираемся открыть магазины в четырех регионах: в Приморском, Хабаровском и Забайкальском крае, а также в Амурской области. Всего планируется открыть около 100 магазинов в 2023 году. Емкость приморского рынка достаточно большая, поскольку здесь нет крупных сетевых ретейлеров, а есть только несколько местных игроков. Поэтому потенциал для развития есть.
— Это будут магазины «Пятерочка»?
— Это будут магазины «у дома», пока конкретный бренд мы называть не будем. В регионе достаточно много гипермаркетов, есть супермаркеты. Но вот как раз сегмент магазинов «у дома» мало представлен.
— Недавно в Х5 вошли магазины финской сети Prisma. Что сейчас с ними происходит? Какие операционные показатели достигнуты? Какие планы по их дальнейшему развитию?
— Сейчас все Prisma работают под брендом «Перекресток». Но при этом мы провели ребрендинг с относительно небольшими капитальными затратами, потому что магазины были похожи по стилистике и наполнению. Пока какие-то конкретные результаты рано озвучивать, потому что мы только завершили ребрендинг. Но уже сейчас можно сказать, что есть магазины, которые показывают результат лучше, чем некоторые «Перекрестки» в Санкт-Петербурге. На чем мы сфокусировались? Во-первых, сохранен весь персонал, который работал в Prisma. Сохранили некоторые изюминки Prisma. Например, сладко-соленая рыба, которая была бестселлером Prisma, сохранилась в магазинах, ребрендированных в «Перекресток», и мы бы хотели ее продавать во всех магазинах сети в Петербурге.
— Сколько составили капитальные затраты в реализацию этого проекта?
— Мы не раскрываем цифры, но я скажу, что они не были большими. Обычно основной объем затрат приходится на оборудование, в случае с Prisma его менять не пришлось. По сути, мы только переделали вывески и сделали небольшой косметический ремонт.
— Еще одна из новинок Х5 – это внедрение системы быстрых платежей. Как сейчас проходит реализация этого проекта? Какие дальнейшие планы по его реализации?
— Мы внедрили СБП на кассах самообслуживания «Пятерочки», и могу сказать, что пилотный проект проходит очень хорошо. Общий объем покупок через систему СБП достиг уже 650 млн рублей. В дальнейшем мы планируем расширять проект на кассы самообслуживания «Перекрестка», а затем и на обычные кассы всех магазинов сети, в том числе и «Чижика». С точки зрения выгоды для нас, это конечно хорошая инвестиция, потому что дешевле обычного эквайринга и с ростом популярности этого способа платежа экономия может значительно увеличиться.
— Сколько потребителей уже воспользовались этой услугой?
— С момента запуска СБП, который произошел в июне этого года, услугой воспользовались 1,8 млн человек.
— В сентябре снова начался подъем заболеваемости коронавирусной инфекцией. Планирует ли в связи с этим Х5 вводить масочный режим в магазинах сети?
— Мы постоянно мониторим цифры, как по России, так и по нашей сети, и видим рост заболеваемости. Мы готовы к введению масочного режима в офисах и магазинах. Как только цифры покажутся нам критичными, мы, не дожидаясь распоряжений Роспотребнадзора, будем его вводить.
— Меняли ли Х5 прогноз по капитальным затратам на текущий год? Сколько он составит?
— Объем капитальных затрат будет чуть ниже уровня прошлого года за счет того, что в марте-апреле мы замораживали развитие и приостанавливали некоторые проекты. Не глобально ниже, но все, что мы сэкономим в этом году, мы как раз планируем направить на ускоренное развитие «Чижиков» в следующем году.
— На какие направления будут направлены средства?
— Приоритетом для нас является органическое развитие. Кроме того, мы традиционно много инвестируем в IT-инфраструктуру и в новые процессинговые решения. Не исключаю, что мы можем направлять средства и на проведение сделок, если сочтем их целесообразными.
— Х5 также раньше сообщало о том, что ведет переговоры с партнерами из Индии для расширения альтернативных каналов поставок. Скажите, пожалуйста, чем завершились эти переговоры? Удалось ли договориться?
— Да, наши коллеги из подразделения X5 Import в апреле этого года начали переговоры с индийскими партнерами по ряду ассортиментных позиций, которые мы хотим видеть в наших торговых сетях. Сейчас первые позиции – в первую очередь, крепкий алкоголь – уже поставлены на наши полки. Мы смотрим на ассортимент из риса, приправ, морепродуктов и надеемся, что поставки из Индии станут достаточно весомой частью нашего импорта.
— Они заменяют каких-то поставщиков или просто расширяют ассортимент продукции, который уже есть в магазинах сети?
— Они, скорее, расширяют ассортимент продукции, выступая новым каналом импорта.
— С кем еще из поставщиков из других стран удалось договориться в этом году?
— В целом объем импорта растет. Мы видим, что по сравнению с 2021 годом рост составляет около 20%. При этом по итогам 2021 года доля импорта в общем объеме была равна 5,7%. У нас вообще поставки идут из 60 стран, поставщиками выступают порядка 1500 компаний. Если на конец 2021 года мы импортировали около 600 ассортиментных позиций, то сейчас их количество превышает 700. Конечно, какая-то часть ассортимента – это замена товаров, но все же очень много новинок, например среди моющих средств, бытовой химии, средств личной гигиены.
— Переведены ли расчеты с этими поставщиками из долларов в евро в национальные валюты?
— Мы обсуждаем этот вопрос, он не такой простой. Пока у нас каких-либо глобальных проблем с оплатами нет, но мы готовы перейти на национальные валюты в любой момент в случае необходимости.
— Насколько вообще велика зависимость от импортных поставщиков? Сейчас идет тренд на импортозмещение. Насколько реально перейти только на российских поставщиков или все равно будет?
— Импорт будет всегда, но он составляет лишь небольшую часть, даже с учетом его роста. Его вообще нельзя назвать зависимостью, это всего лишь часть ассортиментной матрицы, потребитель хочет видеть на полке в том числе и иностранные товары. Я не могу сказать, что по каким-то категориям у нас нет российских аналогов, но мы пытаемся дать потребителю максимально широкий выбор. Кстати, среди российских брендов, в той же категории гигиены и косметики также оказалось очень много достойных производителей. Сейчас они занимают место на полке, им пошел на пользу уход зарубежных производителей, потому что рынок их заметил.