Top.Mail.Ru
EN
1 июня 2017

Два слоя технологических инноваций в российском ритейле: где сфокусировать усилия

Статья подготовлена главным исполнительными директором Х5 Retail Group Игорем Шехтерманом для журнала Петербургского международного экономического форума 2017. 

Сегодня для всех игроков рынка современной розницы в России очевиден тот факт, что долгосрочное лидерство – как в отрасли, так и в каком-либо ее сегменте, не может быть обеспечено одними лишь объемными и финансовыми показателями. Частота, с которой сменяются технологические поколения (а значит, и бизнес-процессы), заставляет всех участников розничного рынка меняться и стремиться к лидерству в инновациях. Умение ритейлера меняться вслед за покупательской средой, «цифровизироваться» и одновременно становиться более прозрачным – как для потребителя, так и для государства – сегодня является фундаментальным капиталом и, фактически, основой и залогом роста любого крупного розничного бизнеса.

Крупные федеральные ритейлеры, и Х5 Retail Group в их числе, сегодня не просто постулируют данные тезисы, но плотно работают над их воплощением в жизнь. Уже сегодня инвестиции в ИТ достигли 10% от всех капитальных затрат Х5, но мы не ограничиваемся существующими на рынке технологиями. Понимая, что цифровое окружение меняется каждый день, мы, в рамках нашего стратегического партнерства с Фондом интернет-инициатив (ФРИИ), готовимся начать тестирование инновационных стартапов, чтобы впоследствии внедрять лучшие из них в свою бизнес-практику.

Какие же технологии сегодня нужны российскому ритейлу? Как известно, любой успешный стартап, и в целом любая бизнес-идея, исходят из наличия реальной проблемы, которую она решают. Именно поэтому в своей практике общения с российскими стартапами (и любыми технологическими компаниями) ритейлеру нужно стараться, прежде всего, донести реальную проблематику российского розничного бизнеса, которая определяет успех или неуспех той или иной идеи. А проблематика эта весьма специфична.

10% капитальных затрат уже сегодня составляют инвестиции в ИТ 

 Рассматривая такую специфику, прежде всего, стоит остановиться на том месте, которое сегодня занимает ритейл в жизни страны и ее граждан. Ритейл – крупнейшая отрасль несырьевого сектора экономики России, обеспечивающая 14,3% ВВП и 11,5% всех налоговых поступлений в бюджет страны. При этом федеральные и региональные сети, по последним данным АКОРТ, занимают 53,6% всего рынка розничной торговли, и эта доля растет и будет расти в обозримом будущем. Благодаря масштабам деятельности, сетевой ритейл сегодня является не только средой применения, но и органическим драйвером технологических инноваций – прежде всего за счет своей способности формировать новый покупательский опыт, наличия огромного массива различных данных о потребителях и не менее колоссальной базы клиентов.

Очень часто медийный образ «инноваций в ритейле» не совпадает с реальностью. Тем более этот тезис справедлив в отношении ритейла российского. Зачастую в формировании «картинки» того, какие именно инновации сегодня нужны российской рознице, превалируют медиа-штампы. Они – порождение некритичного отношения к практической реализуемости тех или иных технологических идей. Однако идиллические сцены с интеллектуальными дронами, разносящими пиццу, и продуктовые интернет-заказы в уютные одноэтажные домики самозанятых потребителей, сутками создающих цифровой контент, далеки от нашей реальности. Можно сколько угодно говорить о том, что «это наше будущее», но мы предпочитаем не говорить, а работать – над реальными проблемами отрасли и нескольких миллиардов покупателей, которые посещают наши магазины каждый год.

«Первый слой» действительно необходимых современному российскому потребителю (а значит, и ритейлеру) технологических инноваций в общем и целом ориентирован на решение проблем с удовлетворенностью клиента своим покупательским опытом. Сюда входят и технологии, упрощающие и ускоряющие процесс оплаты, и различные сервисы самообслуживания (self-checkout), исключающие очереди, а также интеллектуальные программы лояльности, обеспечивающие максимальную персонализацию продуктовой корзины покупателя. К этому же «слою» относится и развитие электронной коммерции для целевых клиентских сегментов, мобильных приложений сетей и др.

Такого рода инновации «тянут» за собой и другие. Эффективное развитие и использование этих классов инноваций невозможно без соответствующих технологий обработки массивов «больших данных», накапливаемых ритейлером. Эти и многие другие технологии позволяют точнее учитывать покупательские предпочтения и формировать наиболее востребованные предложения в области ассортимента и сервиса для своих клиентов.

Отмечу, что сегодня федеральный ритейл в России располагает не только достаточным количеством предложений во всех этих областях, а также штатом квалифицированных специалистов, способных их внедрить, но и крупными успехами в области практического применения технологических новинок «первого слоя». Более того, можно сказать, что зачастую российские ритейлеры не «следуют за клиентом» во внедрении таких инноваций, но напротив, инициативно формируют потребительские привычки россиян, выводя их на новый уровень.

Новые технологии оплаты и различные сервисы самообслуживания  все более популярны

Так, сегодня через автоматические кассы самообслуживания в целом ряде магазинов «Перекресток» проходят свыше 25% всех дневных покупок. Технологии мобильной оплаты Apple Pay и Samsung Pay внедрены во всех магазинах X5 Retail Group, а также в других федеральных торговых сетях. Развивается в фуд-ритейле и e-commerce. Сделать опыт покупок онлайн более массовым позволит запуск онлайн-супермаркета «Перекрёсток»: всем клиентам крупнейшей в столице сети супермаркетов этот сервис доступен с апреля 2017 года.

Ритейлеры внедряют высокопроизводительные платформы для хранения и обработки «больших данных», таких, как SAP HANA, используемая группой X5. Тестируются интеллектуальные системы предсказания покупательского спроса на товары различных категорий, инструменты измерения и повышения эффективности промо-акций и пр.

Однако есть и «второй слой» технологических инноваций в российском ритейле – не столь заметный для медиа и рядового потребителя, но гораздо более важный для самого бизнеса именно в российских условиях. Здесь для инноваторов и технологических компаний открывается широкий стратегический и оперативный простор: проблемы, которые должны решить «инновации второго слоя» гораздо более комплексны и масштабны, чем описанные выше.

Основная задача, которую должны решить технологические инновации «второго слоя» – это развитие товаропроводящей инфраструктуры, обеспеченность которой в нашей стране намного хуже, чем в Европе – причем как по количеству торговых площадей, так и по количеству распределительных центров.

Параллельно с обеспечением россиян магазинами, а российских поставщиков – товаропроводящим каналом повышенной пропускной способности, рознице нужно удерживать в фокусе ещё одну задачу. Она заключается в максимальном повышении операционной эффективности всех этапов жизненного цикла товара – от производства до реализации.

Огромным потенциалом обладает формат стратегического партнерства торговых сетей и производителей. Стратегические партнёрства – это совместные проекты по планированию объемов производства и даже созданию производств под конкретные объемы реализации, вывод на рынок новых торговых марок и интеллектуальное управление сбытом в интересах покупателей. Технологии открывают для этого огромные возможности, и ни один ритейлер не сможет обойтись без них при эффективном развитии подобных партнерств.

Исходя из потребности в эффективной коммуникации между производителем и ритейлером, а также третьими лицами – включая банки, государственные органы, операторов фискальных данных и пр., «второй слой» жизненно необходимых российскому ритейлу инноваций включает в себя специфичные решения, максимально адаптированные, а иногда и специально разработанные для уникальных задач.

Это и современные системы юридически значимого электронного документооборота (EDI), и базирующиеся на них ИТ-решения, обеспечивающие поставщику и ритейлеру возможность совместного управления промо-акциями, контроля постоянного наличия товара на полке и планирования его сбыта. Зависят от систем EDI и начавшие развиваться в России платформы электронного факторинга у ритейлеров, ставшие для множества локальных поставщиков крайне востребованным инструментом финансирования операционной деятельности.

Это различные программные решения, обеспечивающие эффективное функционирование логистики в интересах производителей и ритейлеров – от интеллектуальных систем управления складскими комплексами и технологических решений по RFID-маркировке товара, обеспечивающих онлайн-контроль за его перемещением, до онлайн-сервисов «уберизации» грузоперевозок. Например, GoCargo, созданный X5 Retail Group в 2016 году.

Это системы биометрической идентификации сотрудников распределительных центров и магазинов, позволяющие более эффективно учитывать и распределять человеческие ресурсы.

Наконец, сюда же относятся и государственные инфраструктурные ИТ-решения, составляющие основу управления потребительским рынком, такие как электронная система учета алкоголя EГАИС, электронная система учета товаров животного происхождения «Меркурий», модули онлайн передачи данных с касс в магазинах, открывающие новый этап развития рынка «больших данных» в российской розничной торговле.

Разработка и развитие технологических решений в этих и иных областях «бэк-офиса» современного ритейла сегодня является очень важной задачей российской розницы. Только с помощью современных цифровых технологий в условиях нашей огромной страны можно эффективно координировать усилия торговых сетей, государства, производителей и поставщиков продукции.

Целью такой координации, как уже было указано, должен стать рывок в развитии товаропроводящей инфраструктуры в стране. Именно технологические инновации, способствующие решению этого комплекса задач, необходимы розничному рынку сегодня в первую очередь – и это стоит учитывать всем технологическим компаниям, собравшимся войти на рынок российской сетевой розницы.